Статья о семичастной концепции человека

Доклад на годичной конференции в Институте естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (ИИЕТ РАН) 2011 год.

(опубликован в сборнике годичной конференции, в разделе секции экологии)

 

 

                                                                                            Зайцев С.Н. ООО ООЗ «НОД», врач психиатр-нарколог

“Психотерапевтические способы активации научного мышления” 

 

          Научное мышление отличается от бытового нацеленностью на общественные интересы и направленностью на получение качественно нового знания.

          Экологические аспекты выделяют взаимоотношения человека со средой и могут быть описаны исходя из концепции человека и среды. В рамках материалистической научной парадигмы человек рассматривается как существо биопсихосоциальное, а среда как взаимодействие биологического, психологического и социального полей. Где психологическое поле является результирующей физико-химических и электромагнитных взаимодействий головного мозга человека.

          Такое представление о человеке и о среде является гипотетичным, научно не доказанным, не способно объяснить некоторые явления, а потому видится неполным и ограниченным. В рамках идеалистической научной парадигмы и религии, так же гипотетичной и недоказанной, человек рассматривается как существо биопсихосоциальное, имеющее право выбора мировоззренческой концепции, духовной природы и божественного происхождения, а среда как сочетание взаимодействий материального и духовного миров, имеющих свою архитектуру и свои законы для каждого из горизонтов.

          По представлениям древних философов, например Аристотеля, таких «небес» было 7 – первое материальное и 6 тонкоматериальных, каждому из которых соответствовали тонкоматериальные тела человека, названные в древнеиндийской философии и парапсихологической литературе: 1. эфирное; 2. астральное; 3. минтальное; 4. каузальное; 5. буддхическое; 6. атмическое тело. Отсюда пошло выражение «Быть на седьмом небе от счастья». Венчал мироздание источник жизни и света, называемый древними «Звезда Абсолюта», «Астера» - греческими, «Тиштрия» - авестийскими философами, «Глаз Брахмы» - индийскими философами.

          С 1989 по 1997 гг. в кабинете анонимного противоалкогольного лечения нами было проведено 6 тысяч психотерапевтических сеансов кетаминового наркогипноза. Техника проведения опубликована [1]. Средство для наркоза сверхкороткого действия «кетамин», в зависимости от дозировки, способа введения может оказывать наркотическое действие, включающее стадии наркоза, глубокие степени выключения сознания, а также, при меньших дозах, психоделическое действие. В свою очередь психоделический эффект, при относительно больших дозировках препарата, представлен галлюциногенным действием, объединяющем патологически измененные состояния сознания, и, при меньших дозировках препарата, гипнотическим действием, объединяющем физиологически измененные состояния сознания.

          В отличие от других авторов, использовавших относительно большие дозировки кетамина и медленное струйное введение, а потому эксплуатировавших галлюциногенный эффект [2], нами было предложено дробное, в течение 25 минут, введение микродоз препарата [3]. Это позволило эксплуатировать гипнотический эффект, физиологически измененные, сноподобные состояния сознания, которые человек способен воспроизвести в естественных условиях. В результате применения новой психотехнологии выяснилось, что имеется 7 клинически, четко очерченных, и отграниченных друг от друга состояний сознания, условно названные нами наиболее типичными ответами пациентов на вопрос: «Что вокруг вас?». После состояния бодрствования следовали измененные состояния сознания: 1.«Белый туман»; 2. «Краски»; 3. «Абстрактные геометрические фигуры»; 4. «Туннели»; 5. «Сновидения»; 6. «Приближение к источнику света».

Дальнейшее увеличение дозировки вызывало патологически измененные состояния сознания: частичную утрату рапорта, непродуктивность мышления пациента, а потому практически не использовалось нами.

             Во время каждого сеанса в зависимости от состояния пациента и целевых установок врач обычно имел возможность выведения внимания пациента на любой из 6 уровней измененных состояний сознания. Выяснилось, что на каждом из 6 уровней измененного сознания все психические функции: память, внимание, мышление и другие, проявляют себя и представлены совершенно по-разному. Если виды «левополушарного», логического, рационального мышления были представлены на первых трех уровнях, то виды правополушарного, интуитивного, иррационального мышления были представлены на 4-6 уровнях.

          Так на 4 уровне преобладало концептуальное [4] и креативное,  изобретательское мышление, чувство нового, чувство гармонии и меры, чувство красивого. Но образная информация из духовного мира, мира сновидений на этом уровне была представлена фрагментарно, не носила сценического характера и обеспечивала выбор того или иного направления мыслительной деятельности, выбор концепции, мировоззрения, новой идеи.

На 5 уровне преобладало собственно интуитивное мышление, и порой воспроизводились некоторые парапсихологические эффекты. Пятый уровень измененного состояния сознания было легко диагностировать по фазе быстрых движений глаз при закрытых веках. Психотерапевт своими внушениями оказывал прямое влияние на содержание сновидений и мог направить внимание пациента в тот или иной локус времени и пространства.  Образная информация была сценической и, нередко, давала пациенту чувство абсолютной реальности происходящего.

На 6 уровне преобладало этическое мышление. Уровень диагностировался по повышенной влажности глаз, слезотечению от избытка чувств и отчетам пациента о приближении к источнику света. На этом уровне информация была структурирована в виде этических категорий. Пациент различал добро и зло, понимал, что морально, а что аморально, что нравственно, а что безнравственно. Приходило чувство религиозности и знание о Боге, в том числе у атеистов. Побывавший на этом уровне обязательно становился верующим и более совестливым человеком, пересматривал свою систему ценностей и, в дальнейшем, стремился отказаться от грехов. На этом уровне приходило понимание того, что «все едино в теле бога», понимание «взаимосвязи всего со всем во вселенной». На этом уровне религиозного экстаза приходило понимание того, что «жизнь вечна», понимание своей самоценности, индивидуальности, смысла в своей жизни. Своего предназначения и глобальных жизненных целей: Разрешались кризисы в духовной сфере.

          По итогам этой работы можно сделать выводы, что:

  1. Представления древнегреческих, древнеиндийских ведийских и древнеиранских авестийских философов о семислойной концепции человека, микрокосмоса и мироздания, макрокосмоса были получены в ритуалах экстатических культов напитков Богов – сомы, хаомы, амвросии и др.

Идеалистическая семислойная концепция человека и мироздания получила научное подтверждение в области психиатрии и психологии.

  1. Качественно новое научное знание, а не просто усовершенствование старых систем, человек способен получить только в духовном мире используя возможности сложных тонко-организованных и быстродействующих видов правополушарного мышления, предназначенных для взаимодействия с идеальным миром. Материальную природу духовного мира предстоит объяснить представителям физической науки.
  2. Процесс мышления циклически организован в 7 уровнях и каждый цикл мышления, каждое умозаключение обязательно заканчивается фазой этической проверки.
  3. Использовать новое научное знание во вред себе и другим людям человек не может, так как новое знание обязательно сопровождается этическими знаниями, знаниями о том, как сделать вновь приобретенное безопасным.
  4. Опираясь на знания об архитектуре духовного мира и законах междууровневых взаимодействий можно создать новые психотехнологии для извлечения качественно новых научных знаний из духовного мира, несравнимо превосходящего мир материальный информационной насыщенностью.

Исходя из сказанного, мы склонны придерживаться идеалистической концепции человека и мироздания.

Из экологических факторов мироздания, снижающих качество научного мышления можно выделить нарушение правил психогигиены – несоблюдение режима труда и отдыха, режима сна и бодрствования, перегруженность социальными контактами, влияние острых и хронических стрессов, электромагнитных полей. Но особо выделяем фактор интоксикаций – «культурное питиё» и табакокурение – как фактор наиболее резко снижающий качество научного мышления.

В обоснование предлагаем разбить отношения с алкоголем на отрезки: абстиненты, привычно употребляющие и первая, вторая и третья стадии алкоголизма, и сравнить уровень сознания, интеллект и качество мышления на этих отрезках. Уже на первой стадии алкоголизма формируется парциальная деменция, частичное приобретенное слабоумие, страдает рациональное мышление. На второй стадии алкоголизма сформирован алкогольный дефект и отмечается слабоумие до уровня подростка [5]. На третьей стадии алкоголизма отмечаются глубокие степени слабоумия до младшего школьного возраста с утратой навыков самообслуживания.

Биологической основой алкоголизма является необратимое разрушение головного мозга алкоголем. Так с одного литра выпитого четырехградусного пива погибает 8 тысяч нейронов [6]. На доболезненном уровне мышление страдает не столько из-за гибели части клеток серого вещества головного мозга, сколько из-за нарушения функции несравнимо большей части нейронов. Результатом является снижение интеллекта, но не логического рационального, а правополушарного, иррационального, интуитивного мышления,  которое в настоящее время может быть измерено только косвенно, продуктивностью, успешностью в научной деятельности, уровнем научно-технических знаний и, как следствие, уровнем жизни, способностью разрешать кризисные ситуации.

Очевидно, снижение интеллекта на уровне алкоголизма идет по линейному графику. Но граница между социально приемлемыми и болезненными формами употребления алкоголя проведена условно и является предметом общественного договора. В реальной жизни доболезненные (культурное питие) и болезненные формы употребления алкоголя выделены условно, являются континуумом, потому линейный график снижения интеллекта при алкоголизме должен быть продолжен и на доболезненные уровни, при которых страдают креативное, интуитивное и этическое мышление, как виды мышления, предназначенные преимущественно для общения с духовным миром. Что может проявляться малой продуктивностью в научной деятельности, научными заблуждениями, ошибками, неспособностью реализовать себя в жизни.

 

Выводы и предложения

  1.  Получены убедительные данные в области психиатрии и психологии об идеальной природе человека и макрокосма. Представителям научного мира следует вернуться к идеалистическим представлениям о человеке и мироздании. Исходя из идеалистической концепции человека и мироздания и знания о влиянии малых доз алкоголя на качество научного мышления, пропагандировать в среде научных работников абсолютную трезвость.
  2. Провести в среде научных работников разубеждение по поводу философии «культурного пития», представленной тремя группами мифов, которые человек принимает на веру без критической оценки: «Раз все так говорят, значит, оно так и есть». «Если один ученый заявил, что сухое вино полезно для здоровья, значит, ему можно верить». Это: 1. мифы о том, что «методами ограничений, запретов и принуждения проблема отношений с алкоголем не решается»; 2. мифы о том, что «малые дозы алкоголя как минимум не вредны, а скорее полезны»; 3. мифы о том, что «отношения с алкоголем являются нашей старой доброй традицией, частью нашей культуры». При критической оценке легко выявляются ложь, обман, недоговоренности и другие демагогические приемы и заблуждения. Использовать для разубеждения «способ преодоления алкогольной анозогнозии» Зайцева С.Н. [7].
  3. Дополнить теорию сильного мышления Альтшулера Г.С., предназначенную для активации рационального, логического мышления [8] принципами активации интуитивного, иррационального мышления, предложенными С.Н. Зайцевым [9].
  4. Избрать курс на сближение религии и науки, искусственно разделенных с введением культа алкоголя и, как следствие, культа безбожия. Обеспечить преемственность дохристианских и христианских религиозных и научных знаний. Объяснить современным языком и вписать в современную науку древние представления о семислойной архитектуре души человека и макрокосма.

 

Литература

  1. «Новый метод психотерапии алкоголизма» - социальная и клиническая психиатрия, 1996, 3, стр 28-31.
  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. www.piter-press.ru статья «Метод аффективной контратрибуции Гриненко и Крупицкого при лечении алкоголизма»
  3. Зайцев С.Н. «Способ психотерапии». Патент на изобретение №2033817 от 30.04.1995г.
  4. Теслинов А.Г. «Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем» - СПб: Питер.2009г.
  5. Колотилин Г.Ф. Андреянов А.А. «Феноменология алкогольной анозогнозии» 6 всероссийский съезд психиатров. Тез. Докл. М., 1990   с. 144-145
  6. Сушинский С. «Наука о трезвости». 2.М.2007г.    с.13.
  7. Зайцев С.Н. «Способ преодоления алкогольной анозогнозии». Татент на изобретение №2218946 от 20.12.2003г.
  8. «Как стать еретиком». Сборник, составитель Селюцкий А.Б. Петрозаводск, «Карелия». 1991г.
  9. Зайцев С.Н. «Способ активации интуитивного мышления» Патент на изобретение №2218945 от 20.12.2003г. 
11 ноября 2016, 12:16    Зайцев С.Н. Научные статьи 0    0 0

Комментарии (0)

    Для Получения Консультации Пожалуйста Звоните

    +7 (915) 018-55-10